Регистрация    Вход    Форум    Поиск    FAQ
Filimon    Translit RU/EN    Translit.ru

Список форумов » О СВОЕМ, О ЖЕНСКОМ... » Политический




 Страница 1 из 2 [ Сообщений: 23 ]  На страницу 1, 2   След.



Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Этот глубинный народ вечен.
 Сообщение Добавлено: 30 мар 2020, 11:40 
Не в сети
Богиня Мудрости
Богиня Мудрости
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2008, 05:03
Сообщения: 19589
Откуда: треугольный бермуда

_________________
Ноги дурные совсем
Голове нет покоя от них
Наступают на грабли

как начинающий садовник
поклонник хайку и басё
поставь в саду на камень камень
и всё

- Муж без жены как дерево без дятла. (китайская народная мудрость)

Что-то я очень быстро лежу…


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения: Re: Этот глубинный народ вечен.
 Сообщение Добавлено: 31 мар 2020, 06:56 
Не в сети
Богиня Мудрости
Богиня Мудрости
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2008, 05:03
Сообщения: 19589
Откуда: треугольный бермуда
ТЕХНИЧЕСКИЕ СЛОВА
На собрании фабрично-заводского комитета выступил заведующий культотделом и сказал:
- Поступило заявление от секретаря ячейки комсомола о необходимости борьбы с укоренившейся привычкой ругаться нехорошими словами. Всемерно поддерживаю. Особенно это от носится к старшим мастерам: они начнут что-нибудь объяснять, рта не успеют раскрыть, как пойдут родным языком пересыпать. Получается не объяснение, а сплошная матерщина.
Все молчали. Только старший мастер недовольно проговорил:
- А как же ты объяснишь? Иной только из деревни пришел, так он, мать его, ничего не понимает, покамест настоящего слова не услышит. А как полыхнешь его,- сразу как живой водой сбрызнут.
- Товарищи, бросьте! Семь лет революции прошло. Первые годы, когда трудно было, вам не предлагали, а теперь жизнь полегче пошла. Ну, если трудно, выдумайте какое-нибудь безобидное слово и употребляйте его при необходимости. Положим так: "Ах ты, елки-палки!.."
Старый мастер усмехнулся и только посмотрел на соседа, который тоже посмотрел на него.
- Детская забава...
- Да, уж не знают, что и выдумать.
- Трудно будет, не углядишь за собой,- сказал рабочий с серебряной цепочкой на жилетке.- Ведь они выскакивают не замечаешь как.
- Товарища попросите следить.
- Что ж он так и будет следом за тобой ходить, товарищ-то этот? Он тебе в рот наперед не залезет, а уж когда двинешь, что он сделает; это не воробей, за хвост не поймаешь.
- Да, это верно, что не замечаешь. Я как-то в театре с товарищем был,сказал другой рабочий.- Ну разговорились в буфете, барышни тут кругом. Я всего и сказал-то слова два; гляжу, барышни как брызнут чего-то. То теснота была, дыхнуть нечем, а то так сразу расчистилось, просто смотреть любо. Вздохнули свободно. Только товарищ мне говорит: "Ты,- говорит,- подержался б маленько"."А что?" - спрашиваю.- "Да ты на каждом слове об моей матушке вспоминаешь".
- А вот за каждое слово штраф на тебя наложить, тогда будешь оглядываться,- сказал заведующий культотделом.
- Правильно. Память очистит.
- На самом деле, пора ликвидировать. А то наши ребята в девять лет, можно сказать, образованные люди, а мы все с матерщины никак не слезем.
- Никак!.. Иной раз даже самому чудно станет: что это, мать твою, думаешь, неужто уж у меня других слов нету!
- Вы только сначала плакаты везде развесьте, чтобы напоминало.
- Это тогда всю Москву завесить ими придется,- проворчал старый мастер.
- А что - на фабрике только нельзя или вообще?..- спросили сзади.
Заведующий культотделом замялся...
- За городом, пожалуй, можно, ежели никого поблизости нет.
- Вот это так! Мне по морде, скажем, дали, а я, значит, опрометью кидайся на трамвай - и за город. Отвел там душу и тем же порядком обратно.
- Да еще выбирай местечко поглуше, чтобы кто-нибудь не услышал,- сказал насмешливый голос.- Уж как начнут выдумывать, так с души воротит.
- Итак, товарищи, принято?
- Попробовать можно...
- Клади со служащих по рублю, с рабочих - по полтиннику.
- Что ты, ошалел, что ли! - закричали все в один голос, и даже сам заведующий культотделом,- это всех твоих кишок не хватит.
- Ты по копейке положи, и то в неделю без штанов останешься,- сказал старший мастер и прибавил: - ну, прямо слушать тошно, как будто малые ребята, каким серьезным делом заняты. А что производство от этого пострадает,- это им нипочем.
- Итак, товарищи, с завтрашнего дня...
- Как с завтрашнего дня? Дай праздники-то пройдут, а то за три дня все месячное жалованье пропустишь.
- Верно, уж проведем по-христиански, а там видно будет.
Через неделю в мастерские зашел директор. Два крайних парня сидели у станков и ничего не делали.
- Вы что ж? - спросил директор.
- Недавно поступили... Не знаем как тут...
- А старший мастер почему не объяснит?..
- Он начал объяснять, а потом четой-то плюнул и ушел.
- Позовите его...
Показался старший мастер, на ходу недовольно вытирая руки о фартук.
- Займись с ними, что же ты? Производство страдает, страна напрягает все усилия, а у тебя без дела сидят. Так нельзя.
- Сам знаю, что нельзя,- ответил мрачно старший мастер и подошел к парням.- Ну, чего же вы?.. гм... гм... тут не понимает?.. елки-палки!.. Ведь тебе русским языком!..
Он не договорил и плюнул.
- Ну, что же? - сказал директор.
Старший мастер посмотрел на него, потом сказал:
- Отойди-ка малость.
- Зачем? - спросил удивленно директор, однако отошел в сторону.
Старший мастер оглянулся по сторонам, потом помялся около парней и, отойдя от них, сказал:
- Ежели им объяснить, чтобы они поняли, тут меньше рублевки не отделаешься.
Директор оглянул рабочих, подошел поговорить, но тот, с которым он заговорил, в середине разговора вдруг осекся и оглянулся по сторонам.
- Что вы, как вареные, нынче? - сказал директор.- Недовольны, что ли, чем?
- Нет, ничего...
- А что же, в чем дело?.. Комсомол налаживает работу?
Старший мастер, посмотрев исподлобья, сказал:
- Налаживает... Скоро так наладит, что никто ничего делать не будет.
- А почему прогулов на этой неделе больше?
- На стороне много работали,- сказал председатель фабзавкома.
- Это почему?
- Поистратились маленько, прирабатывали...
- На что поистратились?
Председатель не знал, что сказать, и оглянулся на подошедшею заведующего культотделом.
- На культурные... цели.
- Так, милый мой, нельзя. Вы на культурные цели сбор делаете, а материальная сторона терпит убыток. Это я тогда ваши культурные цели к... матери пошлю. Ни в чем меры у вас нет. Вот хоть бы взять эти плакаты: вы их столько понавешали, что куда ни ткнешься, везде они в глаза лезут. Намедни приехал замнарком, осмотрелся этак издали в зале и говорит: "Хорошо посмотреть, сколько у вас плакатов. Это что - лозунги?" А я, признаться, не посмотрел да и говорю: "Лозунги". А потом к какому плакату ни подойдут, а там все про матерщину. Гляжу, уж мой замнарком что-то замолчал. Я ему диаграммы показываю, а он издали махнул рукой и говорит: "Не надо, я уж читал"...
- Конечно, надо и за этой стороной смотреть, потому что эта позорная привычка так въелась, что сами часто страдаем от нее. Вот у нас был один товарищ, ценный работник, доклады хорошо читал по истории революции, но слова одолевали. Бывало, читает, все ничего, как до московского восстания дойдет,так матом!.. Так вот я говорю, что против этого ничего не имею и даже сам всемерно содействовать буду. В самом деле, пора ликвидировать это безобразие. Особливо старшие мастера, они, мать их... ни одного слова сказать не могут без того, чтобы....
- Две копейки с вас, товарищ,- сказал подошедший к директору секретарь ячейки комсомола.
- Какие две копейки?
- За слова. Обругались сейчас.
- Когда я ругался? Что ты, мать!..
- Восемь, как за повторение.
- Да пойди ты...
- Да ну их к черту, гони их! - закричали вдруг все.- Осточертели!
- Эти молокососы еще вздумают на голове ходить.
- Прямо тоска уж взяла,- к кому не подойдешь, все молчат. У него спрашиваешь про дела, а он, как чумовой, оглядывается по сторонам, потому этими двумя копейками до последнего обчистили.
- Верно! От мастеров от старших не добьешься ничего, объяснять совсем перестали.
- Покорно благодарю...- сказал старший мастер,- я вчерась за свое объяснение восемь гривен заплатил...
- У меня пять человек детей, работаю с утра до ночи,- сказал рабочий с цепочкой,- а я должен ругаться: "Елки-палки"... Прямо вспомнить стыдно, ей-богу. Только что вот на воздухе в праздник и очухнешь немного.
- Нет, уж вы, пожалуйста, свое дело делайте, а нам работу не портите,сказал директор,- а то вы опыт устроили, а завод за неделю только восемьдесят процентов производительности дал.
- Молокососы,- закричали сзади,- об деле не думают... только страну разорить... и так нищие.
- Пиши резолюцию,- сказал директор.
"В виду невозможности быстрой отвычки от употребления необходимых в обиходе... технических слов, считать принятую культотделом меру преждевременной и слишком болезненной, вредно влияющей на самочувствие и производительность". Какую меру - в протоколе упоминать не будем. Так ладно будет?
- В лучшем виде! Завтра же на полтораста процентов нагоним! - крикнули все.
А старший мастер повернулся к заведующему культотделом, посмотрел на него и, засучив рукава, сказал:
- Ну-ка, господи благослови - бесплатно!

_________________
Ноги дурные совсем
Голове нет покоя от них
Наступают на грабли

как начинающий садовник
поклонник хайку и басё
поставь в саду на камень камень
и всё

- Муж без жены как дерево без дятла. (китайская народная мудрость)

Что-то я очень быстро лежу…


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения: Re: Этот глубинный народ вечен.
 Сообщение Добавлено: 31 мар 2020, 07:10 
Не в сети
Богиня Мудрости
Богиня Мудрости
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2008, 05:03
Сообщения: 19589
Откуда: треугольный бермуда
ПЛОХОЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
На собрании жильцам дома было обьявлено, что с нынешнего дня начинается санитарная неделя, и они обязаны вычистить все лестницы в доме и весь навоз со двора.
- Уж не знают, что придумать,- сказала женщина в платке.
- То три месяца не заставляли, а то вдруг, пожалуйте, в одну неделю все им вычищай,- говорили разные голоса.
Все вышли во двор и стояли в ожидании, когда заставят работать.
- Кабы знали, что чистить придется, не валили бы зря. А то около черных ходов такие горы навоза, что промеж них как по коридору ходишь. Нешто их вычистишь!
- Председатель дюже хорош, не мог вовремя запретить. А теперь вот и гни спину.
- Что за нескладный народ,- сказал рабочий в суконном картузе,- кабы каждый аккуратно убирал за собой, ничего бы и не было, а теперь, вишь, какие горы.
- Председатель должен был смотреть за этим. Мы почем знали.
- Что ж ты без председателя-то не знала, что перед дверью навоз валить нельзя, десяти шагов не могла сделать, до ямы донести? - сказал рабочий, обращаясь к женщине в платке.
- Это с верхних этажей в форточки вываливают. Ты разберись сначала, а потом и говори.
- Из верхних само собою, а ты вчерась с порога горшок выливала.
- Я выливать стала, когда тут другие навалили.
- По скольку же теперь часов заставите кажного работать? недоброжелательно спрашивали у вышедшего председателя.
Председатель, высокий худощавый человек в солдатской шинели, суетливо оглянулся по двору, как бы проверяя, много ли собралось народу.
- Надо так пригадать, чтобы в неделю все кончить,- сказал он.
- То-то вот, кабы за делом-то смотрел, каждый день заставлял бы чистить, тогда бы по пяти минут на человека, больше бы не пришлось работать, а теперь целую неделю спину гни,- сказала женщина в платке.
- А сами-то вы где были? Кто же вам запрещал чистить?
Женщина сердито промолчала, а потом сказала:
- Раз кто за этим смотреть поставлен молчит, что ж с нас-то спрашивать? Вы должны заставлять.
- Где ж ему заставлять. Его не боится никто. Вишь, вон собрался народ и стоит неизвестно чего.
- Когда ж работать-то начнем? - закричало уже несколько голосов.
- Так что ж вы не начинаете? Лопатка в руках есть, чего вам еще? - отвечал суетливо председатель, оглядываясь по сторонам и ища себе лопатку,- дайте-ка мне лопаточку.
- Да вы заставляйте работать-то... а он лопатку ищет!
- Прямо смотреть тошно. Крикнуть не может как следует.
Все подошли к наваленным горам навоза и стали нехотя копать.
Председатель тоже принялся работать.
- Эх, прежний-то председатель был молодчина. Бывало, выгонит всех на работу, сам до лопатки не дотронется, а только стоит и кричит на всех.
- Да, у того не стали бы почесываться,- сказала женщина в платке.- Тот, как чуть что не так, сейчас - штраф, а не то вовсе в милицию. У того из окна помоев не выплеснешь, а если и выплеснешь, так, бывало, сначала раз десять оглянешься.
- Тот, бывало, сядет, цигарку в зубы и только кроет всех. И работали - в лучшем виде. Самим же лучше: час отворочаешь, зато потом иди на все стороны. А тут вот будем через пень колоду валить до вечера, а там дома работы по горло.
- Тут бы двинуть матюгом, сразу бы у всех руки развязались, а то копаешь, ровно сонный.
- Прямо работать противно,- сказала женщина в платке.
- Да, уж как не боишься человека, дело плохое. Вчерась тротуары чистили; объявили, чтобы к двенадцати часам собрались, а то его в милицию посадят. "Убедительно, говорит, прошу - не подведите". Вышел в двенадцать - ни души. Давай сам скрести.
- У прежнего, бывало, за четверть часа до срока все на местах. А как опоздал, лишних два часа работать заставит, да еще благословит тебя,- сказала женщина в платке.- Бывало, женщин и то такими словами кроет, ежели что не так,- и никто не обижался.
- Не обижались, потому что порядок.
- А у этого до того дошли, что на чердаке накат на дрова подпиливать стали, да все вторые двери на черных ходах пожгли, а он только все уговаривает да воззвания вывешивает.
- А в квартирах-то что делается? Прежний председатель цыпленка не позволял держать, а теперь кроликов развели, коз,- сказала женщина в платке.- Я поросенка купила, тащу его на третий этаж к себе по парадной лестнице, нарочно, чтобы на него не налететь (он по черной ходит), а, глядь, он как раз тут и идет навстречу. Этот домовой у меня сигает, из рук вырывается, а он загородился газетой, будто читает, и прошел, ничего не сказал, словно не видал. - Может, и правда не видал?
- Какой там не видал, когда этот демон у меня чуть через перила не пересигнул, уж поперек его за живот схватила.
- Да, человечка господь послал.
- Ну, ей-богу, ничего не сделаем нынче,- сказала раздраженно женщина в платке,- вот уж целый час, как вышли, а работать еще не начинали.
- С таким председателем никогда не начнешь.
- Эх, смотреть противно. Стоим все как вареные. Ежели б прежний-то был... Тот бы церемоний разводить не стал. Как двинул бы...
- Сразу бы заходили,- бодро сказало несколько голосов.
- Как же можно. Веселей дело бы пошло.

_________________
Ноги дурные совсем
Голове нет покоя от них
Наступают на грабли

как начинающий садовник
поклонник хайку и басё
поставь в саду на камень камень
и всё

- Муж без жены как дерево без дятла. (китайская народная мудрость)

Что-то я очень быстро лежу…


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения: Re: Этот глубинный народ вечен.
 Сообщение Добавлено: 01 апр 2020, 02:53 
Не в сети
Богиня Мудрости
Богиня Мудрости
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2008, 05:03
Сообщения: 19589
Откуда: треугольный бермуда
СИНЯЯ КУРТКА
Перед самыми выборами в земельный комитет приехал какой-то человек в синей куртке и лаковых сапогах с большими усами и бритым круглым подбородком.
Он пришел на выборы в школу, и все, недоброжелательно косясь на него, спрашивали друг у друга:
- Чей-то такой?
- Да, говорят, Андреев сын, что выписался из общества лет двадцать назад и уехал в Севастополь.
- Кум из слободки его встречал там. Вроде как в жандармах, говорит, служил.
- Похоже на то. Куртка-то синяя.
- Там его знают, что он за птица, жить нельзя, вот он и прилетел сюда.
- Ну, да у нас долго не заживется.
- Много этих прощелыг шляется. Лучше бы ноги поскорей уносил отсюда.
Приезжий что-то говорил с лавочником, председателем совета, стоя у окна в передней части школы, где стоял стол для президиума совета. Все молчали и следили за ним подозрительными и недоброжелательными взглядами.
- По усам видно, с какого чердака кот,- сказал кто-то.
- Главное дело - куртка синяя. Синего сукна, окромя жандармов, никто не носил.
- Петлички спорол и думает провести. Нет, брат, не на простачков напал.
Вдруг все повернули головы: к председательскому столу подошел незнакомец, постучал карандашом, как бы требуя тишины, и с минуту постоял в ожидании полного успокоения, посмотрел рассеянно на отдушник, на стенные часы, потом на свои часы, вынув их из жилетного кармана.
Наступила полная тишина. Взгляды всех обратились на незнакомца.
- Ровно к присяге собрался приводить,- сказал сзади негромкий голос: взять бы его да от стола в три шеи...
- Товарищи! - раздался громкий, спокойный и уверенный голос незнакомца,- я потребую на пять минут вашего внимания, и затем мы приступим к выборам.
Задние толпой подвинулись вперед и тесным полукругом без шапок, как перед чтением манифеста, остановились перед столом.
- Я здесь родился, вырос, ваш земляк и вот теперь приехал поработать на родине. В такое трудное время каждый обязан.
- Бреши, бреши...- сказал сзади негромко кузнец.
- Принимаете вы меня в свое общество?
Мужики хотели было промолчать, но так как незнакомец, говоря это, остановился взглядом на Федоре, стоявшем в полушубке с прорванным плечом, тот, почти против воли, потому что как-то неловко было не ответить, раз к нему обращаются, сказал неохотно:
- Что ж, милости просим.
- Отчего же не принять...- сказали остальные уже совершенно против воли и только потому, что один сказал и молчать было неудобно. Даже кузнец, который от печки в ярости погрозил кулаком Федору, и тот сказал:
- Очень даже рады будем...
- Вот у вас затевается земельный комитет. Дело для вас новое, и я не откажусь помочь.
- Убирайся ты к черту лучше, пока есть время,- проворчал опять кузнец так, что ближние оглянулись на него.
- Много таких помощников...- сказал угрюмо печник, обращаясь к шорнику, с которым они оба жались на уголке лавки.
Рядом с незнакомцем стал лавочник.
- Предлагаю собранию кандидатуру товарища Ломова на должность председателя комитета.
- Просим...- неожиданно вырвалось у Федора, и он, испуганно оглянувшись на кузнеца, махнул рукой и сел на дальнюю лавку.
- Вот дьявол-то! - сказал кузнец и почти со злобой крикнул:
- Просим.
Федор со своей лавки увидел уже несколько кулаков.
- Его с первого слова надо бы по шеям отсюда гнать, а они голос за него подают,- сказал шорник печнику, который совсем нехотя сказал свое "просим" и теперь с ненавистью поглядывал на Федора.
- Да что ж там говорить: синяя куртка, дело ясное.
- Вишь, словно начальство какое... карандашом еще стучит,- говорили в дальнем углу.
- Привык командовать-то...
- У нас не покомандует,- сказал Андрюшка, сидя на лавке, спиной к столу, около Федора, которого он взялся караулить.
- Товарищи! - раздался опять твердый и спокойный голос от стола.
Некоторые голоса, как бы из протеста, продолжали говорить, но новый председатель земельного комитета постучал концом карандаша по столу. Все смолкло, и взгляды всех обратились к нему.
- Только и берет, дьявол, тем, что карандашом стучит,- проворчал кузнец.
- Товарищи! Предлагаю сосредоточить денежные поступления в руках какого-нибудь избранного вами лица, ответственного перед обществом. В случае же нежелательности лишних расходов я могу взять это на себя, представляя еженедельные отчеты.
- Прос...- сказал было Федор. Но карауливший его Андрюшка поспешно ткнул его кулаком в спину, и он, поперхнувшись, не договорил.
Рядом с Ломовым стал лавочник, и, так как кругом загалдели протестующие голоса, он взял из рук избранного председателя карандаш и постучал им по столу.
- Вот моду-то взяли окаянные,- сказал кузнец.
- Теперь окрутит этих остолопов,- лучше не надо.
- Вырвали бы у них этот карандаш-то.
- Я предлагаю просить товарища Ломова во избежание расходов принять это на себя. Кто за мое предложение, прошу поднять руки.
Все молчали.
- Пришел незнамо откуда, первый раз его видим и ему - денежные суммы,тихо сказал печник Иван Никитич, усмехнувшись и покачав головой.
- Прибегаю к поименному голосованию. Иван Никитич, ваше мнение?
Печник растерянно оглянулся.
- Что ж мое мнение. А мне нужно? Мне все равно, как другие...
- Значит, хотите просить товарища Ломова?
- Что ж, пущай,- сказал Иван Никитич.
И когда лавочник обратился к другим, он плюнул и отвернулся.
- На какие штуки пошли! - сказал он, обращаясь к шорнику,- поименное, говорит, голосование. Ведь он же, черт, видит, что я не согласен, так нарочно взял и прямо с меня начал.
- Оплетать умеют. Им обоим синюю куртку носить.
- В самый раз.
- Товарищи,- продолжал лавочник,- для сокращения ставлю для всех вопрос: кто против, поднимите руки.
Все молчали и сидели неподвижно.
- Единогласно...
И лавочник махнул рукой, как бы отрубив что-то.
- Объявляю собрание закрытым.
Все стали нехотя подниматься и расходиться.
- Попали...- говорили мужики, выходя.- И что за народ, бестолочь. Такого сукина сына на порог пускать было нельзя, а они его выбирают.
- Его бы, как он пришел, взять бы голубчика под ручки да в волость. Так и так, мол, товарищ волостной председатель, не угодно ли вам побеседовать.
- Насчет куртки порасспросить, почему она синяя,- добавил насмешливый голос.
- Вот, вот...
- Ах, черти бестолковые. Теперь засядет, будет нас гнуть да карман набивать, и ни черта с ним не сделаешь.
- Главное дело избран единогласно, вот что плохо.

_________________
Ноги дурные совсем
Голове нет покоя от них
Наступают на грабли

как начинающий садовник
поклонник хайку и басё
поставь в саду на камень камень
и всё

- Муж без жены как дерево без дятла. (китайская народная мудрость)

Что-то я очень быстро лежу…


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения: Re: Этот глубинный народ вечен.
 Сообщение Добавлено: 16 авг 2020, 04:33 
Не в сети
Богиня Мудрости
Богиня Мудрости
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2008, 05:03
Сообщения: 19589
Откуда: треугольный бермуда
Гроздья репы: Россия, которую мы никак не потеряем

Писатели XIX века предпочитали писать про балы и экзистенциальные судороги, а вот до быта крестьян перо дошло лишь у Александра Энгельгардта. Спойлер: удивительно мало у нас тут все поменялось.
Изображение

Так и получилось, что самые ценные сведения о быте людей прошлого мы узнаем обычно из дневников путешественников. Вот эти-то не скупились на детали и подробности, ибо диковинкой было все: и как в чужих землях чай пьют, и как собак стригут, и как девок замуж выдают.

К сожалению, что касается бытописательства старой России, то в нем имеются гигантские дырки. Как жило дворянство, духовенство и даже купечество, мы знаем неплохо — спасибо русским писателям и зарубежным авторам. Но о том, как жила самая большая, до 90%, часть населения — крестьянство, мы знаем очень приблизительно. Писателей из этой среды практически не возникало, иностранные гости по крестьянским избам селились редко, а баре если и брались за перо с целью описать тяготы крестьянской жизни, то это был взгляд извне, взгляд человека, выпившего с утра кофе и задумчиво смотрящего в окно, как бегает дворовый мальчик, в салазки жучку посадив, себя в коня преобразив.

Поэтому так интересны и редки реальные свидетельства с мест. И, пожалуй, самое детальное описание крестьянского русского быта XIX века нам оставил Александр Николаевич Энгельгардт. Он, может быть, и не собирался его оставлять, но жизнь заставила.

_________________
Ноги дурные совсем
Голове нет покоя от них
Наступают на грабли

как начинающий садовник
поклонник хайку и басё
поставь в саду на камень камень
и всё

- Муж без жены как дерево без дятла. (китайская народная мудрость)

Что-то я очень быстро лежу…


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения: Re: Этот глубинный народ вечен.
 Сообщение Добавлено: 16 авг 2020, 04:35 
Не в сети
Богиня Мудрости
Богиня Мудрости
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2008, 05:03
Сообщения: 19589
Откуда: треугольный бермуда
ХИМИК ПОД НАДЗОРОМ

Когда имеешь глупость цитировать работы А. Н. Энгельгардта на пуб­личных форумах, можно биться об заклад, что половина всех комментариев будет посвящена тому, что «опять евреи на русских клевещут» и что «немчик, он и есть немчик, ему бы только в Россию плюнуть».

Хотя трудно найти среди старой аристократии семейство столь же русское, как Энгельгардты. Да, их предок Вернер Энгельгардт — потомок старинного рыцарского рода, засветившегося еще во времена Крестовых походов: в середине XVII века он приехал по приглашению царя Алексея Михайловича из Швейцарии. Но женились после того все Энгельгардты на русских столбовых дворянках, боярынях и императорских фрейлинах, и через 250 лет Энгельгардты были одним из знатнейших дворянских родов России, связанным тесным узами с прочими старыми фамилиями и царским семейством. Генеалогическое древо Энгельгардтов — это сплошные сенаторы, бароны, генералы и губернаторы. Ну и ученые.

К последним относился и Александр Николаевич Энгельгардт (1832–1893) — доктор химии, естествоиспытатель. От всего богатства Энгельгардтов младшая веточка Александра Николаевича имела примерно фигу с маком, так что на жизнь ученый зарабатывал наукой и преподаванием, был профессором Петербургского земледельческого университета. Как раз за поддержку студентов этого университета во время студенческих волнений Александр Николаевич и был в 1870 году выслан из столиц в свое, так сказать, родовое имение под надзор полиции.
Родовым имением именовался полуразрушенный деревянный особнячок с небогатой землицей в смоленском селе Батищево. Дохода имение не приносило еще с крепостнических времен, а к моменту приезда Александра Николаевича к родным пенатам оно кое-как кормило несколько престарелых слуг из числа дворни, при том что Александр Николаевич еще регулярно отмусоливал из своей профессорской зарплаты красненькую-другую на то, чтоб перекрыть крышу у коровника и налог заплатить. Знакомая, в общем, ситуация для любого современного дачника.

Жену и детей в село ученый везти не решился, оставил их в городе, а сам переоделся в зипун и валенки и принялся создавать образцовое хозяйство, ведя жизнь совершенно крестьянскую. Химик он, в конце концов, или кто? И он таки добился своего: имение стало давать доход и всячески процветать. Но главным трудом Александра Николаевича в Батищеве (для нас, по крайней мере) стало его собрание «Писем из деревни» которые он десять лет, с 1872 по 1882 год, публиковал в журнале «Отечественные записки».

Письма пользовались большим успехом у тогдашней публики, но еще интереснее они для современных читателей. Причем не только тех, кто интересуется прошлым, но и тех, кто не совсем равнодушен к настоящему. Ибо многие страницы «Писем» удивительно органично смотрелись бы и в дневниках сегодняшних наших соотечественников.

_________________
Ноги дурные совсем
Голове нет покоя от них
Наступают на грабли

как начинающий садовник
поклонник хайку и басё
поставь в саду на камень камень
и всё

- Муж без жены как дерево без дятла. (китайская народная мудрость)

Что-то я очень быстро лежу…


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения: Re: Этот глубинный народ вечен.
 Сообщение Добавлено: 16 авг 2020, 04:36 
Не в сети
Богиня Мудрости
Богиня Мудрости
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2008, 05:03
Сообщения: 19589
Откуда: треугольный бермуда
БЕРЕЗКИ

Жизнь крестьянина в селе всегда была предметом неустанного попечения властей. От этого попечения крестьяне выли и лезли на стены, так как распоряжения об улучшении на селе принимались обычно в Петербурге, людьми, которые деревню видели в основном на почтовых открытках, а циркуляры составлялись и слизывались сплошь и рядом из переводной прессы: если немцы или французы такой-то порядок имеют, то давайте и мы введем. Результаты получались чудовищные. Вот, например, Энгельгардт рассказывает высокопоучительную историю про березки.

«У нас теперь заведены «березки» по деревням. Пришел несколько лет тому назад приказ насадить по деревням вдоль улиц березки. От пожара, говорят, березки, чтобы, значит, пожаров не было. Если через деревню не пролегает столбовая дорога, то улица всегда преузенькая. А между тем столько возни с этими березками: насадят весной, к осени посохнут, а следующей весной опять сажай. На улице грязь по колено, скот проходит, с возами проезжают. Какая же тут березка приживется и усидит? Так каждый год и сажают, а то надумались — нарубят перед приездом исправника березок, заострят комли и втыкают в землю. Мне случилось слышать очень интересное рассуждение начальника по поводу этих березок. Начальник соглашался, что сажать березки для предохранения деревень от пожаров совершенно бесполезно, но находил, что это все-таки необходимо «для строгости».

Проблема была только в том, что иногда исправник приезжал контролировать произрастание берез на праздник Троицы. И даже не иногда, а всегда, ибо тут можно было отлично поживиться. Дело в том, что существовал особый циркуляр, категорически запрещавший рубить березки на Троицу: кто-то в Петербурге пожалел бедные деревца, которые рубили для украшения изб, улиц и церквей в этот весенний праздник. Нахождение в деревне свежесрубленной березы на Троицу было прекрасным поводом взять с села хороший питательный штраф. А если берез не сы­­щется, то всегда можно оштрафовать уже за их отсутствие согласно первому циркуляру.

_________________
Ноги дурные совсем
Голове нет покоя от них
Наступают на грабли

как начинающий садовник
поклонник хайку и басё
поставь в саду на камень камень
и всё

- Муж без жены как дерево без дятла. (китайская народная мудрость)

Что-то я очень быстро лежу…


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения: Re: Этот глубинный народ вечен.
 Сообщение Добавлено: 16 авг 2020, 04:42 
Не в сети
Богиня Мудрости
Богиня Мудрости
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2008, 05:03
Сообщения: 19589
Откуда: треугольный бермуда
ГОЛОД. ХОЖДЕНИЕ В КУСОЧКИ

Раз в три-четыре года в деревне случа­­лись недород и голод. Впрочем, в остальные годы дела с пропитанием тоже не радовали.


«В нашей губернии и в урожайные годы у редкого крестьянина хватает своего хлеба до нови; почти каждому приходится прикупать хлеб, а кому купить не на что, то посылают детей, стариков, старух в «кусочки» побираться... Плохо, так плохо, что хуже быть не может. Дети еще до Кузьмы-Демьяна (1 ноября) пошли в кусочки».

Идти в кусочки — значит, надевать сумку через плечо и топать по дороге, заходя в барские усадьбы или просто в избы, где вроде бы имеется достаток. Просить ничего не надо: если в дом заходит человек с сумкой и молчит в углу — значит, кусочничать пришел. Для таких в зажиточных семьях всегда пекли дополнительный хлеб и резали его маленькими кусочками, всякому пришедшему подавали один такой кусочек. Но даже и в богатых семьях к концу зимы начинали есть «пушной хлеб».


«Пушной хлеб приготовляется из неотвеянной ржи, то есть смесь ржи с мякиной мелется прямо в муку, из которой обыкновенным образом приготовляется хлеб. Хлеб этот представляет тестяную массу, пронизанную тонкими иголками мякины; вкусом он ничего, как обыкновенный хлеб, питательность его, конечно, меньше, но самое важное неудобство – это что его трудно глотать, а непривычный человек и вовсе не проглотит».

Изучая проблемы голода и стараясь понять, как так, почему именно производитель продовольствия в стране голодает больше всех прочих классов, Энгельгардт пришел к удивительному выводу: голод крестьян — важнейшая часть экономики, на которой практически стоит страна, и все гласно или негласно делается для того, чтобы крестьянин был голоден, иначе катастрофа ждет все общество. Все частные и государственные закупочные компании ориентированы на то, чтобы выкупать у крестьянина его основной продукт питания — рожь. Рожь вывозится за границу массово, из нее гонят водку, делают корм казенному скоту, кормят солдат, и немалая часть ее просто сгнивает в амбарах различных казенных учреждений. Делается все, чтобы цена на рожь на внутреннем рынке была максимальной высокой уже через пару-тройку месяцев после нового урожая. В период сбора урожая цена на нее, наоборот, обваливается — это то время, когда крестьянину нужно платить подати, а денег на руках у него нет, он уже в долгах. С него требуют податей, забирают скот, самого его секут за неуплату — словом, делается все, чтобы он продал излишки собранной ржи по самой низкой цене. После этого рожь выводится с рынка, и цены на нее взлетают до небес. Часто мясо, пшеница и другие дорогие продукты были значительно дешевле этой ржи.

«Прошедшей осенью у нас говядина обходилась скупщикам скота по 80 копеек за пуд, знаю даже несколько покупок по 50 копеек пуд. Между тем ржаная мука была от 1 рубля до 1 руб­ля 10 копеек за пуд. Мужик приводил на рынок корову, продавал ее за бесценок и на вырученные деньги покупал ржаную муку».

Рабочие ели пшеничный хлеб, жареную картошку и яичницу, пили молоко. Чиновники ели бифштексы, колбасы и булочки. А крестьянин набивал брюхо пушным хлебом и ходил в кусочки, потому что он был приучен есть именно ржаной хлеб, другая пища его не насыщала.

Умирая от бескормицы, он шел туда, куда вся эта система его и направляла. Он шел просить в долг муки в барское поместье или на казенную ферму. Отдавать долг он будет весной и летом — работой: вспашкой, боронением, косьбой. В самые важные для земледелия дни его будут призывать на отработку этих долгов (иначе опять розги в управе и мордобой), а его собственные поля будут простаивать, гарантируя благодетельный для государства новый недород ржи.

Только таким образом могли быть получены рабочие руки для крупных казенных и частных хозяйств. Потому что среднестатистический русский крестьянин только под угрозой для жизни соглашался расстаться со своей избой и полем и идти батрачить на сторону. Даже самые соблазнительные условия не могли заставить его сменить образ жизни — бросить хозяйство и отказаться от размеренного, от прадедов доставшегося существования.


А если кто из молодежи и готов был бросить крестьянствовать, то те сразу шли в город или на фабрики, где работа была легче, а жизнь веселее и интереснее.

_________________
Ноги дурные совсем
Голове нет покоя от них
Наступают на грабли

как начинающий садовник
поклонник хайку и басё
поставь в саду на камень камень
и всё

- Муж без жены как дерево без дятла. (китайская народная мудрость)

Что-то я очень быстро лежу…


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения: Re: Этот глубинный народ вечен.
 Сообщение Добавлено: 16 авг 2020, 04:45 
Не в сети
Богиня Мудрости
Богиня Мудрости
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2008, 05:03
Сообщения: 19589
Откуда: треугольный бермуда
ОГОРОДЫ

Энгельгардт не мог понять, почему у регулярно голодающих крестьян в таком заброшенном состоянии находились огороды, которые могли бы дать неплохую прибавку к столу. При том что мужского труда на огородах практически не требуется: бабы, дети и старики могли бы отлично справляться с выращиванием репы, брюквы, гороха или, скажем, картофеля (он тогда только-только распространялся по Смоленской губернии и постоянным блюдом на крестьянском столе пока не стал). Александр Николаевич объяснял это простым отсутствием традиции огородничества. Люди растили в весьма умеренном количестве капусту и огурцы, но, в принципе, уход за овощами, плодовыми деревьями и ягодниками был знаком им плохо. И даже примеры огородников в барских поместьях, как и готовность того же Энгельгардта делиться с крестьянами семенами и знаниями, не больно помогали развитию огородничества в Батищеве. Голодать было привычно, а вот любое новшество воспринималось ультраконсервативными крестьянами в штыки и с опаской. Так не делают, и все. А кто делает, тот странный, ненормальный и вообще колдун.

Открытие выставки было торжественное. Молебствие совершал сам преосвященный. Публики мало. Съехавшихся на выставку из губернии сельских хозяев изображали мы двое, то есть я и Сидор: я был представителем земледельцев-помещиков (только один я во всей губернии нашелся, что поехал на выставку), Сидор — представителем крестьянского сословия. Взглянув мельком на выставленные в главном здании хлеба и овощи, можно было подумать, что огородничество у нас в губернии процветает, потому что были выставлены такие тыквы, кукуруза, артишоки, капуста — ума помрачение! Сидора в особенности заинтересовали тыквы, когда он узнал, что их можно есть. Большие кочни капусты ему тоже понравились, потому что у крестьян на капусте обыкновенно бывает только хворост, а если и случаются кочешочки, то не больше хорошего яблока. — Это, должно быть, огородники выводили, А. Н.? — Разумеется. — Ну так. Знают эти огородники. У наших крестьян огородничество в крайне плохом состоянии, белой капусты даже у самого зажиточного крестьянина вы не увидите, и для приготовления капусты обыкновенно употребляется свекла, зеленый капустный лист — хворост — и свекольник, вследствие чего капуста выходит серая. Крестьяне наши убеждены, что огородники, которые снимают огороды по господским домам и у которых отлично растут всякие овощи, потому выращивают хорошие овощи, что «знают», то есть умеют наговаривать, ворожить».

_________________
Ноги дурные совсем
Голове нет покоя от них
Наступают на грабли

как начинающий садовник
поклонник хайку и басё
поставь в саду на камень камень
и всё

- Муж без жены как дерево без дятла. (китайская народная мудрость)

Что-то я очень быстро лежу…


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения: Re: Этот глубинный народ вечен.
 Сообщение Добавлено: 16 авг 2020, 04:47 
Не в сети
Богиня Мудрости
Богиня Мудрости
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2008, 05:03
Сообщения: 19589
Откуда: треугольный бермуда
БОЛЬШЕ ТРЕХ НЕ СОБИРАТЬСЯ

Закон о митингах, или, как тогда называлось, «незаконных сборищах», — это очень древнее развлечение на российских землях. Вплоть до 1913 года приходилось нередко получать разрешение полицмейстера даже для организации детского дня рождения в частном доме, для школьной постановки, для любой вечеринки. В деревнях же туповатое начальство нередко дурило с этим законом уж совсем фантастическим образом.


«Не раз случалось, об этом и в газетах пишут, что разгоняли хороводы, посиделки, свадьбы. Возить навоз артелью? Тоже ведь «сборище», да еще шумное. Вот и разгоняют. Министр внутренних дел даже вынужден был издать по этому поводу особый циркуляр от 23-го октября 1879 года, коим разъясняет, что игрища и тому подобные увеселения народа не суть нарушения общественной тишины и спокойствия».

_________________
Ноги дурные совсем
Голове нет покоя от них
Наступают на грабли

как начинающий садовник
поклонник хайку и басё
поставь в саду на камень камень
и всё

- Муж без жены как дерево без дятла. (китайская народная мудрость)

Что-то я очень быстро лежу…


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения: Re: Этот глубинный народ вечен.
 Сообщение Добавлено: 16 авг 2020, 04:51 
Не в сети
Богиня Мудрости
Богиня Мудрости
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2008, 05:03
Сообщения: 19589
Откуда: треугольный бермуда
О ПРЕДПРИИМЧИВЫХ ЖЕНЩИНАХ

В 2010 году бывший глава русской ИКЕА Леннарт Дальгрен в интервью журналу «Сноб» произнес слова, вызвавшие скандал. Он сказал, что русские женщины намного предпочтительнее в качестве работников, чем мужчины. Наверное, он не знал, что за полтораста лет до этого с ним был полностью согласен А. Н. Энгельгардт.

«Между мужиками часто встречаются такие, которые работают только тогда, когда нет хлеба, а есть хлеб, проводят время в праздности, слоняясь из угла в угол, между бабами — никогда. Баба подвижна, охотно идет на работу, если видит себе в том пользу, потому что у бабы нет конца желаниям, и, как бы ни был богат двор, как бы ни была богата баба, она не откажется от нескольких копеек... Баба всегда копит, уже маленькой девочкой она бегает за ягодами и грибами, если есть кому продать их, и копит вырученные деньги на наряды».

_________________
Ноги дурные совсем
Голове нет покоя от них
Наступают на грабли

как начинающий садовник
поклонник хайку и басё
поставь в саду на камень камень
и всё

- Муж без жены как дерево без дятла. (китайская народная мудрость)

Что-то я очень быстро лежу…


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения: Re: Этот глубинный народ вечен.
 Сообщение Добавлено: 31 авг 2020, 06:29 
Не в сети
Богиня Мудрости
Богиня Мудрости
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2008, 05:03
Сообщения: 19589
Откуда: треугольный бермуда
Изображение

_________________
Ноги дурные совсем
Голове нет покоя от них
Наступают на грабли

как начинающий садовник
поклонник хайку и басё
поставь в саду на камень камень
и всё

- Муж без жены как дерево без дятла. (китайская народная мудрость)

Что-то я очень быстро лежу…


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения: Re: Этот глубинный народ вечен.
 Сообщение Добавлено: 31 авг 2020, 06:30 
Не в сети
Богиня Мудрости
Богиня Мудрости
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2008, 05:03
Сообщения: 19589
Откуда: треугольный бермуда
Изображение

_________________
Ноги дурные совсем
Голове нет покоя от них
Наступают на грабли

как начинающий садовник
поклонник хайку и басё
поставь в саду на камень камень
и всё

- Муж без жены как дерево без дятла. (китайская народная мудрость)

Что-то я очень быстро лежу…


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения: Re: Этот глубинный народ вечен.
 Сообщение Добавлено: 26 июн 2021, 17:32 
Не в сети
Богиня Мудрости
Богиня Мудрости
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2008, 05:03
Сообщения: 19589
Откуда: треугольный бермуда
Калужина и ямщики. Анекдот. Пермь. Вятка.

Ямщики ехали с товаром.
Шёл их большой обоз Сибирским трактом.
Это было в старинные ещё года, когда были дороги не исправлены ещё. Дороги были с боку на бок, были сосновые корни, задевали осями за лесины.
И три мужика задумали у этих ямщиков украсть из возов. Заметили, что они везут чай.
А раньше чаи были зашиты в ширинах, в коровьих кожах с шерстью.
Они пошли все трое на дорогу. Один из троих приготовил себе живых трёх чебаков и положил их в свежую воду в ведёрко, чтобы они могли, по крайней мере, терпеть живыми одни сутки.
Взял с собой удочку и выбрал такое место на большой дороге. Большая калужина на дороге. Она, от большого дождя, эта калужина бывает глубока, без малого что заливается и в телегу. А объехать её никаким родом нельзя ямщикам.
Дорога была кривулястая. Двое мужики ушли вперёд, а у которого удочка и рыба, он сел в калужине удить.
Сидит мужик у калужины, забросил свою удочку удить.
— И подумать надо об этом, что какая же рыба может быть на дороге? Ежли б была бы тут речка, дак могло бы быть.
Мужик сидит и удит. Ямщики ближе подъезжают, идут толпой и говорят:
— Смотрите-ка, ребята. Какой-то дурак удит на дороге? Кто ему тут дал рыбу?
Подъезжают они ближе. Мужик подвинулся к боку дороги, с удочкой, не мешая лошадям, чтобы переходили эту калужину с грузными возами.
Лошади тихонько идут по кривулястой дороге, а ямщики остановились у мужика и глядят. И мужику говорят:
— Что ты удишь? Какая тут тебе рыба? Кто тебе тут её надавал?
— А вы разе не видите. У меня в ведёрке-то живая рыба?
Ямщики взглянули. Действительно, в ведёрке рыба. Ямщики все, ото всего обвозу, собралися и глядят. А рыболов как раз только дёрнул удочкой и говорит:
— Ах, сорвалось! Ну, да может быть впереде-то удалось!
А в это время два товарища его поддели два места чаю и пошли они в лес.
Обвоз уже весь проходит, а рыболов всё ещё сидит, с ума не сходит. Ямщики и говорят передовому:
— Иди-ка брат, вперёд! Там правь лошадь!
Ямщик добегает до передней, глядит. На одной телеге два места чаю нет.
Передний ямщик закричал:
— В кривулястой дороге, – кричит, что ограбили!
Ямщики все сбежались, видят, действительно, что двух местов чаю нет, и сбегаются в одно место.
— Что, брат, будем делать теперь? Где будем искать?
Один говорит:
— Где искать? Доведётся платить!
Закрыли воз рогожами и поехали вперёд. Заезжают они в селенье, спрашивают старухи:
— Кто, бабушка, пускает на квартеру?
— А вот заезжайте-ка тут! Новый постоялый. Вдова-та славная была.
Дело уже к ночи. Заезжают они и на двор. Хозяйка спрашивает:
— Самовар готовить?
— Поставь, голубушка!
— А сколько вас?
А их было двенадцать человек, а они ей сказали, что одиннадцать. Одного закрыли в телеге рогожей. Что:
— Не будет ли какой кражи опять?
А у этой у постоялки в одном углу ограды стояли и телеги, и оглобли, и старые кривули.
Под этими телегами находился там подвал, а там жили три разбойника. Которые чай-то украли, они и жили у ней.
Хозяйка напоила чаем ямщиков и накормила ужиной.
После ужины кладёт в скатёрку кусков, да положила цельной рыбной пирог, вышла на двор и кричит:
— Белка, белка, хлеба на!
Отворяется у подвалу западня, выходит там разбойник и берёт у хозяйки узел с хлебом. И скрылся в западню и заперся.
А ямщик в телеге догадался:
— А, вот куда наш чай попался!
Приговорил к себе поближе топор.
Ямщики уклались спать.
А ему нужно было об этом узнать, что там за люди живут? Мужик лежит, не дремлет. Закрылся сам рогожей.
Вдруг отворяется западня, подходит он тут к возу, где лежит мужик в телеге. Поглядел. Тут какой-то товар, были штуки тут дорогого драпу.
Разбойник тихонько и говорит (драпу штуку шевелит):
— Вот эта штука хороша, и зипуны из неё нашьём!
Только разбойник склонился под телегу, развязать внизу верёвку, – а ямщик топором хлоп разбойника ладом.
Разбойник от удару повалился, а ямщик забегает в избу:
— Товарищи, вставай! Пойдёмте-ка на двор! Убит лежит тут вор.
— А где ещё другой?
— А в подвале за дугой.
Они заглянули с огоньком. Много там товару, и не уйдёт в один амбар! Они живо к атаману:
— Вот кража у нас случилась.
Господин ты атаман, а ты не делай нам обман? Вот у этой калужины украли чаю у нас два места.
Атаман им тут сказал:
— Кладите, братцы, чай и поезжайте вы домой по дорожке столбовой!
Ямщики тут выезжают, а хозяюшка ругает:
— И такие варнаки! И не отдали за чай мне пятаки!

_________________
Ноги дурные совсем
Голове нет покоя от них
Наступают на грабли

как начинающий садовник
поклонник хайку и басё
поставь в саду на камень камень
и всё

- Муж без жены как дерево без дятла. (китайская народная мудрость)

Что-то я очень быстро лежу…


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения: Re: Этот глубинный народ вечен.
 Сообщение Добавлено: 27 июн 2021, 07:00 
Не в сети
Богиня Мудрости
Богиня Мудрости
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 окт 2013, 21:24
Сообщения: 3568
День ТВ
Почему мат не русский. Где лежат ключи к тайнам русского языка
https://www.youtube.com/watch?v=EgXq6sfih1U

Учительница, а в вашей семье разговаривали матом? В моей нет. Бабушка и дедушка были коренные жители деревни, староверы, я НИКОГДА не слышала матерного слова от них. Дед так вообще мало говорил.
Как сказал классик:"Молчащий человек завсегда красивее говорящего".


Вернуться к началу 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 
 Страница 1 из 2 [ Сообщений: 23 ]  На страницу 1, 2   След.




Список форумов » О СВОЕМ, О ЖЕНСКОМ... » Политический




Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти: